воскресенье, 20 января 2013 г.

Томас Пейн - кто он, какую роль играл?

   Заинтересовавшись биографией американских отцов-основателей, я пришёл к умозаключению, что самой честной и, возможно более-менее, прозрачной является биография Томаса Пейна(1737-1809 гг.), "крёстного отца американской нации". В чём же именно заключается эта честность? В добром, немного наивном, и может быть несколько, простецком взгляде на жизнь, общество, политику, в коей он был непосредственным участником. Но об этом ниже, а пока думаю не лишним было бы кратко напомнить, школьным двоечникам по истории, что из себя представляет официальная биография этого выдающегося общественного деятеля, публициста, философа, мыслителя.
  Родом англичанин; происходил из небогатой квакерской семьи. Образование его ограничивалось местной школой, в которой он не выучился даже по латыни. В молодости Пейн служил в акцизной конторе. Зная о его способностях к красноречию, начальство попросило его написать прощение повысить зарплату. 
   Он написал письмо к правительству, по каким-то причинам его перечитывать не стали и отправили. А в нем Пейн со своей детской непосредственностью писал: "Повысьте нам пожалуйста зарплату, а то она у нас маленькая и нам ничего не остается делать как брать взятки". И описал кто, когда и сколько. После этого его и всю акцизную контору судили.
 Но Пейн убежал, сел на корабль и в 1774 году очутился в Америке, с рекомендательным письмом от Франклина, с которым познакомился в Англии. Это было как раз накануне разрыва Соединенных Штатов с Британской Империей.
  На громадном митинге, собранном по этому поводу, Пейн, описав самыми мрачными красками тогдашнее правительство Англии, уверял, что от него добра не дождешься и советовал американцам объявить себя независимыми.
  В 1775 году Пейн, по поручению конгресса и сенатора, свез в Англию прошение колонистов к королю. Когда прошение осталось без ответа, он возвратился в Америку и издал брошюру «Здравый смысл» (Common Sense), в которой доказывал, что каждый народ имеет полное право устроить у себя правительство, какое ему нравится.
   По словам Вашингтона, брошюра Пейна произвела переворот в умах. Когда состоялась декларация независимости и началась война между Англией и Соединенными Штатами, Пейн отправился в лагерь Вашингтона и стал издавать газету «Американский Кризис», поддерживая мужество небольшой американской армии.
   Одна из его статей была, по приказанию Вашингтона, прочитана войскам вместо дневного приказа и до того вдохновила солдат, что, бросаясь в бой с англичанами, они повторяли начальные слова статьи Пейна: «Настало время испытать силу человеческой души!».
Благодаря всему этому, Пейн сделался самым популярным после Вашингтона человеком в Америке. В 1780 году, когда Чарльстон был взят английскими войсками, и Вашингтон очутился в самом отчаянном положении, Пейн предложил устроить для покрытия чрезвычайных военных расходов национальную подписку и первый подписал 500 долларов. В 1781 году Пейн был отправлен американским правительством в Париж для заключения займа и выполнил это поручение успешно.
   По окончании войны Пейн возвратился в Англию. Вспыхнувшую в 1789 году французскую революцию Пейн, наряду с Бернсом и Вордсвортом, приветствовал как зарю свободы для всего человечества. Когда в 1790 году Бёрк издал свои «Размышление о французской революции», Пейн возражал ему обширной брошюрой «Права человека» (Rights of Man), в которой отстаивал естественные, прирожденные права человека.
По мнению Пейна, человек вступает в общественный союз не для умаления прирожденных ему прав, а для их обеспечения; уступая часть своих прав в интересах общества, он оставляет за собой свободу мысли, свободу религиозной совести и право делать для своего счастья все, что не вредит другим.
  Полемизируя по этому вопросу с Борком, Пейн горячо защищает новую конституцию Франции, дающую право голоса всем, кто платит хоть самую ничтожную подать, и делает злую характеристику английской конституции, которая вся направлена к тому, чтобы дать королю средства подкупать своих подданных. Задетое за живое, правительство решилось преследовать автора брошюры.
   В мае 1792 года Пейн был предан суду по обвинению в оскорблении короля и конституции. Пейн не мог присутствовать на суде; избранный членом национального конвента, он жил в Париже, поручив защиту своей книги и личности знаменитому адвокату Томасу Эрскину. Несмотря на блестящую речь Эрскина, возбудившую энтузиазм в тогдашней молодежи, присяжные признали Пейна виновным.
  Не имея возможности засадить в тюрьму автора брошюры, правительство подвергло преследованию всех тех, у кого можно было найти ее. Как член конвента, Пейн был сторонником жирондистов и всегда вотировал вместе с ними.
   В процессе короля он стоял за изгнание Людовика XVI и предупреждал собрание, что казнь короля будет громадной политической ошибкой, и произведет крайне неблагоприятное впечатление в Америке, где Людовик XVI очень популярен.
   Вместо казни он советовал отправить короля в изгнание в Америку; там он увидит, «как растет общественное благосостояние при республиканском правлении, основанном на свободе и на справедливом представительстве».
  Монтаньяры не могли простить Пейну его заступничества за короля; после падения жирондистов он был арестован, приговорен к смерти и спасся только благодаря счастливой случайности. Во время своего заключения Пейн написал свое некогда знаменитое сочинение: «Век Разума» (The Age of Reason), в котором пытался приложить приемы рационалистической критики к объяснению Библии.
   В 1804 г. Пейн отправился в Америку. Президент Джефферсон, помня заслуги Пейна делу американской свободы, предоставил в его распоряжение целый корабль. Думая, что его и теперь примут с восторгом, Пейн жестоко ошибся в своих расчетах. «Век Разума» вооружил против него религиозно настроенное американское общество; поджигаемые духовенством, прежние друзья отвернулись от него.
  Он не мог перенести этого и стал искать утешение в вине. Он умер в Нью-Йорке, оставленный почти всеми, но спокойный, с утешительным сознанием, что прожил жизнь недаром. «Жизнь моя, — писал он к одному из своих приятелей за несколько дней до смерти, — была полезна для человечества; я, насколько мог, делал добро и умираю спокойно, надеясь на милосердие Создателя».
    В религиозных воззрениях Пейн был последователем английских деистов; целью его было поколебать, как он выражался, библейскую и христианскую мифологию. В 1795 году Пейн издал небольшой трактат, в котором резюмировал свои политические убеждения.
     В 1797 году он основал, в противовес обществу атеистов, теофилантропический кружок, в заседаниях которого излагал основы своей, очищенной от суеверий, религии.
  Пейн был типическим представителем как политического, так и религиозного рационализма. Никто так не доверял человеческому разуму, как он. Он был самоучкой, многого не знал и потому нередко говорил наивности, которые живо подхватывались его врагами. Несомненно, однако, что он отличался здравым смыслом, сильной логикой и замечательной ясностью изложения.
   Это был народный трибун в полном смысле этого слова, не только потому, что умел говорить языком понятным народу(!), но и потому, что руководящей идеей его жизни было служение народу. К известному выражению Франклина: «Мое отечество там, где свобода», Пейн сделал такую поправку: «Мое отечество там, где нет свободы, но где люди бьются, чтоб добыть ее». Слова эти — его лучшая характеристика.




Могу, подчеркнуть то, что в биографии почти всех "отцов-основателей" (за исключением, может быть, последних лет жизни Дж. Вашингтона) прямо скажем - чего то не хватает. Что то упущено, случайно или осознанно кем-то стёрта "лишняя", "ненужная" информация из памяти сначала современников революции, потом внуков, потом... ну и, в конце концов, из современных учебников истории. Хотя в реальности никто ничего, конечно не изымал и не стирал, так как этот путь очень затратный и рискованный. Просто создатели сепаратистских движений в Америке (дореволюционного времени, разумеется) тот же Вашингтон, Франклин, Джефферсон, Шерман и др. оставили(причём специально, по определённой причине) народные массы без информации, в принципе, им не нужной. 
Если большинство узнаёт о планах руководящего меньшинства, то сама необходимость в этом меньшинстве отпадает за ненадобностью (понимаю сложная мысль, но подумав, можно понять о чём я, да к тому же, я не думаю, что мой блог читают совершенно не сведущие в политике люди, даже надеюсь на обратное).
Пейн познакомился с Франклином в Англии, хотя до этого никакого отношения в сепаратистам не имел. Странно? По-моему - да. Но ещё интереснее тот факт, что Томас получил от него рекомендательное письмо, на случай, "если вдруг окажешься в Америке". 
Конечно, Пейн, во время американской революции, был целиком и полностью на стороне Штатов, думаю, что почитав его биографию, в частности данные о его характере и мировоззрении, можно предположить, что он был "За" ещё и до той самой революции. Так же не стоит забывать, что Пейн был прекрасным оратором и умел зажечь сердца людей, об этом нам говорит огромная перемена настроений в народных массах после "Здравого смысла" и бешеная популярность в годы революции "Американского кризиса". Американская армии в годы Войны за независимость была и меньше, и хуже вооружена, и подготовлена. Но то, что может совершить, не побоюсь этого слова, настоящее чудо - это вера. Огромная вера и решимость людей - вот, что могло помочь Америке не проиграть сразу же, на начальном этапе революции. А теперь стоит заметить, что Бенджамин Франклин, человек, который, в принципе, первый познакомился с Пейном, пригласил его в Америку(!), дал рекомендацию... Был человеком очень умным, дальновидным, и, я думаю, самым стратегически образованным, из всех отцов-основателей. 
Я думаю, что он мог увидеть в Пейне фигуру очень значительную, очень полезную для Америки, ведь не стоит забывать, что каким бы незаурядным и выдающимся умом не был Пейн, но он был простаком, которого, хорошему политику и бизнесмену, то есть Франклину, ничего не стоило обдурить, перевести, скажем так, на "свою сторону". В своих, разумеется собственных интересах, хотя, может быть даже в интересах всего американского народа?
Вот это действительно вопрос. Потому что найдя ответ на него можно говорить с намного большей уверенностью, была ли американская революция подстроена Англией или же всё происходило именно так, как сегодня нам вещают официальные источники?
В заключении, могу сказать, что я не нашёл каких либо неоднозначных фактов, говорящих или хотя бы намекающих на причастность Т. Пейна к какому то "Великому заговору"(если такой и был). Я, считаю, что, как бы это не звучало, Пейном просто "попользовались", когда он был нужен, а когда нет, то память о нём сохранили лишь те самые народные массы, которым он "Жёг сердца". Как бы не прискорбно это звучало, но даже такой человек, как Томас Пейн, был всего лишь пешкой в чьих-то руках... Но вот в чьих?
И не находите ли вы некую связь между временами двухсотлетней давности и современными реалиями? Кем же являются в обществе и кто они для государства, выдающиеся люди современности? Как всегда, частично ответив на один вопрос, у меня появились несколько других...
Стоит задуматься...

P. S. Биография Т. Пейна.  







   
   
      

Комментариев нет:

Отправить комментарий